2FRANCE.RU - Ваш путеводитель по Франции! «Мир странствий»: +7 (495) 983-03-39 (мн.)
   
2FRANCE.RU - Ваш путеводитель по Франции!
  Париж | Замки | Города | Туры во Францию | Отели Франции | Искусство | История | Статьи | Координаты

Мы перезвоним

Туризм и отдых:

Туры во Францию <font color=red>Туры во Францию</font>

Все отели Франции! 

Визы во Францию 

Авиабилеты во Францию 

Винные туры! Винные туры!

Для турагентств 

Туры на Сан Мишель 

Туры на выставки 

Конференции во Франции 

Регистрация фирм во Франции 

Недвижимость во Франции 

Аренда вилл во Франции 

Тематические семинары 

Горные лыжи во Франции 


Путеводитель по Франции:

Достопримечательности Парижа 

Дворцы и замки Франции 

Города и курорты Франции 

Статьи о Франции 

История Франции 

Искусство Франции 

Французская Полинезия 

Французская Гваделупа 

Праздники во Франции 

 

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Отдых в Гоа (Индия)


Rambler's Top100

Сен-Жюст

Сен-ЖюстЛуи-Антуан Сен-Жюст (1767-1794) - один из известнейших деятелей Великой Французской Революции, в особенности якобинской диктатуры, который смог за свою короткую политическую карьеру (09.1792 - 07.1794) достичь высот власти во Франции того времени, а также стать одним из основных якобинских идеологов. Сен-Жюст был близким другом и последователем Максимилиана Робеспьера, поэтому в своих речах и трактатах он часто выражал взгляды, близкие лидеру якобинцевб а его труды, наряду с произведениями Неподкупного, отражают развитие мысли робеспьеристов. Однако, если в большинстве других вопросов авторитет Робеспьера обычно считается большим, то решение социального вопроса, кажется, более актуально для Сен-Жюста. Декреты Вентозы считаются наиболее радикальной и сильной социальной программой (называемые Жорезом и Матьезом программой новой революции (7; 467)). Они были подготовлены именно Сен-Жюстом, а по мнению Палмера, были очень важны для Робеспьера и Кутона. Подобные утверждениям Вентозы, изложенным в речах времён II Республики, связанным с социальными проблемами, мы находим и в других его произведениях, прежде всего во фрагментах “Республиканских институций”, поэтому в работах Сен-Жюста можно увидеть взгляды основных якобинских группировок - робеспьеристов - на жизненное положение людей и способы его улучшения. Они помогают лучше понять особенности якобинской республики, поэтому их анализ является важным для понимания всей якобинской мысли.

Социальные идеи Сен-Жюста в его первых работах

В изданном в начале революции трактате “О духе революции и конституции во Франции” Сен-Жюст и высказывает свои первые мысли по политическим и социальным вопросам. Эта книга, как и большинство других работ того периода, находилась под сильным влиянием произведений французских просветителей (прежде всего, Руссо) и основывалась на их идейных принципах. В ней проявляется восхищние существующими достижениями революции, излагается идея конституционной монархии как наилучшей формы власти. Эта идея, по мнению Чупруна, появляется в работе Сен-Жюста потому, что по всей стране преобладали мысли сторонников конституционной монархии, король считался наилучшим предводителем и защитником народа. В этой работе Сен-Жюст всё ещё полностью отрицает установление материального равенства и защищает лишь лишь равенство личности перед законом. Развивается мнение о том, что должен быть введён материальный ценз на пассивное избирательное право, однако бедные и не платящие налоги люди должны пользоваться социальными правами. “Дух равенства означает, что каждое лицо также составляет и часть суверенности” (7; 413).

Однако, по мере развития революции, большая часть буржуазии, считавшая ранее право собственности святым и неотъемлемым, вычёркивает феодальную и церковную собственность из “святой собственности”, ставя таким образом под сомнение и сам принцип неприкосновенности собственности. Вместе с тем и широкие массы санкюлотов, в свете внутренних и внешних трудностей начинают требовать отъятия собственности от эмигрантов, врагов государства, подозреваемых и вообще, богатых (7; 412). В 1791 - 1792 гг. это стремление ещё не очень сильно, однако летом 1793, когда возникли особенно сильные экономические трудности, оно становится особенно острым. Вместе с тем меняются и взгляды основных революционных идеологов, к которым причислен и Сен-Жюст: они становятся довольно радикальными.

В 29.11.1792 Сен-Жюст впервые представляет проект решения экономических социальных проблем с трибуны Конвента. Его речь о торговле была очень благосклонно принята как левыми, так и правыми представителями Конвента. В сущности в своей речи Сен-Жюст излагает либеральные убеждения с точки зрения экономики, выражая преобладающие в то время идеи, однако предлагает не полностью свободную торговлю, но ввести немало ограничений. Сен-Жюст предлагал либерально воспитанным членам Конвента взглянуть на реальное государственное положение, утверждая, что французские “торговые ресурсы истощались с распространением нашей свободы, потому что мы, будучи слишком заинтересованными принципами свободы, упустили принципы управления” (6;18). По его мнению, есть лишь один выход из этого положения: связать “свободу народа с его счастьем” (6; 21), потому что “как бедность породила революцию”, так же она может её и уничтожить (6;19). Поэтому, утверждает он, “народ, который несчастлив, не имеет родины, он никого не любит” (6; 18). Как можно заметить, уже здесь Сен-Жюст понятие родины связывает с материальнымсуществованием его масс. Предоставление собственности широким слоям населения по его мнению, является важным условием достижения внутренней социальной гармонии и тем самым, поддержания стабильности в стране.

В ходе развития революции, жирондисты поддерживали либеральную экономическую политику и интересы новой буржуазии в целом, они были вынуждены уйти из Конвента, часть их позднее была гильотинирована. Власть осталась в руках якобинцев, левого крыла, очень зависимого от поддержки масс. А массы в то время всё более увеличивали давление за ограничение прав собственности и установления постоянных цен (7; 419). Примерно в то время (т.е., в начале 1793 г.) Сен-Жюст писал трактат “О натуре, гражданском положении, гражданском обществе, или принципы независимого управления”, в котором отражается тогдашний взгляд автора на социальные вопросы. “Чтобы общество не стало тираническим, его нужно создавать на основе равенства” (7; 422) - утверждает он. Поскольку народ являетсяч суверенным, то он является суверенным и с точки зрения собственности. Однако, в этом трактате богатство для Сен-Жюста не предопределяет неравенства, неравенство связано с “безопасностью собственности и владений” (7; 422-423).

В то же время летом 1793 г. ситуация в стране сильно ухудшается, в Париже постоянно ощущуется нехватка самых необходимых продуктов. Санкюлоты всё более требуют от правительства предпринятия действий для поправки положения. В сентябре 1793 г. террор “вводится в повестку дня”, выходит закон о максимуме. В речи 10.10.1793г. Сен-Жюст уже требует как можно большей централизации торговли, утверждая, что “в мудро управляемом государстве хлеб по закону принадлежит народу” (6; 96).

Институционные фрагменты

В 1793 - 1794 гг. Сен-Жюст пишед другой трактат, названный после его смерти “Фрагментами республиканских институций”. В нём высказывается много мыслей, отразившихся в декретах Вентоза. Этот трактат Сен-Жюста считается едва ли не самым важным произведением, раскрывающим постулаты идеологии якобинцев.

В нём автор утверждает, что желая укрепить достижения революции, необходимо её защитникам дать материальную выгоду. “ Не должно быть не бедных, ни богатых, - говорит он, повторяя слова Руссо. - Бедняк стоит выше всех властей на земле. Он должен говорить с ними как властелин” (7; 445). Желая уравнить общество, Сен-Жюст предлагал наделить бедняков землёй, которая была бы отобрана от врагов государства. Он также предлагал разделить бедным национальную собственность и уравнить уровень земельных угодий, прежде всего ограничивая наследственное право, заменяя прямое наследиепередачей наследственной собственности в общественный земельный фонд. Кроме того, Сен-Жюст предлагал добровольное усыновление богатыми детей бедняков (7; 446). Как видим, в этом Сен-Жюст почти приближается к социалистическому идеалу, потому что его идея общественного земельного фонда показывает, что собственность в сущности принадлежит не лицу, а государству, от которого оно получило бы землю лишь в пользование.

В этом трактате Сен-Жюст особо подчёркивает и важность труда. Все люди должны работать, а безделие должно караться по закону. Здесь возникает и его идеал общества - мелких владельцев, собственность которых основывается на личном труде, общество, основанное на стоических, аскетических принципах.

Государство, по мнению Сен-Жюста, должно поддерживать людей, отличившихся большим достоинством, раненых солдат, пожилых, сирот и других. Однако остаётся ясным то, что собственности он не отрицает, лишь неравенство. Здесь выделяется одно из множества противоречий его мысли: защищая право собственности как святое, он одновременно выделяет определённую её часть (т.е. собственность врагов и т.д.) как подлежащую отъятию, а значит, и не такую святую как всё иное. О том, что собственность может принадлежать лишь определённой группе людей, яснее всего говорится в декретах Вентоза, к которым я и хотела бы теперь перейти.

Декреты Вентоза

19 февраля 1794 г. Сен-Жюст был избран президентом Конвента, а это было большим признанием его деятельности (следует вспомнить, что Сен-Жюст был самым молодым членом Конвента). 26 февраля он стоял перед Конвентом с рефератом “о лицах, содержимых в тюрьмах” (6; 109). В этом реферате более всего развиты его эгалитарные идеи. После этой речи Сен-Жюста один из пунктов декрета, принятого Конвентом звучит так: “собственность патриотовявляется святой и неприкосновенной. Собственность лиц, признанных врагами революции, конфискуется в пользу республики…” (6; 118). В реферате Сен-Жюста и упомянутом декрете особенно резко убеждение, что враги революции во Французской Республике не имеют никаких прав, в том числе и права на собственность. А собственность патриотов - святая. Поэтому эти декреты считаются попыткой привязать санкюлотов к революции (2; 23), в них просто откликаются слова Сен-Жюста, сказанные два года назад: “у тех, кто не имеет собственности, нет родины”. Вместе с тем собственность становится не просто правом пользоваться частью национального богатства, предоставляемой законом (3; 156), но тесно связанной с политической лояльностью. Лишь тот, кто доказал свою верность республике, а точнее, её правительству, имеет право на собственность. А поскольку бедняки будут поддерживать революцию лишь имея собственность, решение напрашивается само - отобрать от одних и дать другим. Отобрать от врагов и дать союзникам.

Декреты Вентоза до переворота Термидора оценивались по-разному. Санкюлоты надеялись, что они помогут ввести так желанное социальное равенство, однако их эффективность была очень ограниченной, прежде всего потому, что было большое противостояние со стороны правых деятелей. Их воплощение останавливалось любыми способами.

В то же время Сен-Жюст до самого переворота Термидора стремился, чтобы декреты Вентоза наконец-то начали нормально функционировать. “Если мы лишь изложим принципы, но не позаботимся обих осуществлении… мы не получим от них силы для борьбы со своими врагами” (7; 462) - утверждал он. Палмер пишет, что во время кризиса Термидора Сен-Жюст жаловался на плохое осуществление декретов Вентоза, и его уверял Барер (один из членов Общественного комитета спасения), что будет всё сделано лоя того, чтобы они наконец начали функционировать. Однако этого так и не произошло. Поэтому в среде историков до сих пор разделяются мнения по декретам Вентоза и социальной деятельности якобинцев в целом, в том числе и Сен-Жюста. В последней части я и хотела бы взглянуть на эти оценки.

Оценки

Историки по-разному оценивают деятельность Сен-Жюста: от представления его как коммуниста (Мирович), образа утопического социалиста (Дерокль) до деятеля, вообще не имеющего ничего общего с социализмом. Одни представляют его деятельность как длительную, непрерывную нить (Чупрун), другие считают декреты Вентоза программой новой революции (Матьез, Жоре), другие же - лишь плодом болезненного воображения (та же Мирович).

Маркс и Энгельс, а вместе с ними и немалое число их последователей считают всю политику якобинцев плаванием по течению и утверждают, что декреты Вентоза, как и большинство их произведений - всего лишь удовлетворение требований масс. Собоули, однако, замечает, что деятельность Сен-Жюста в социальной сфере была более активной в армиях и поэтому из неё следует делать выводыо его социальных идеях, тогда как декреты Вентоза - больше политическое, не социальное решение. Очень важная мысль высказывается большинством людей, не поддерживающих якобинцев - декреты Вентоза могли быть лишь маневром в стремлении ослабить перед решающим ударом противников эберистов (ультралевых, требовавших полного равенства) и склонить массы в сторону правительства. Однако другие авторы отрицают эту мысль, подчёркивая уже упомянутые требования Сен-Жюста заставить исполнять эти декреты.

Итак, не существует единого мнения по социальной программе Сен-Жюста, точнее, больше практической, а не теоретической её части. Однако, я полагаю, что следует заметить, что она развивается довольно ясно и равномерно в ходе революции. Вначале придерживаясь довольно либеральных взглядов, как и большинство других деятелей революции, Сен-Жюст становится более радикальным, потому что становится радикальной и революция - вначале отождествляемая с третьим сословием в целом (который был довольно либеральным), она в итоге отворачивается от новой буржуазии и поворачивается к широким массам. Всё же так и остаётся неясным - находящиеся ли внизу санкюлоты повернули революцию в упомянутом направлении, ведя за собой и её лидеров, или предводители революции, “придумав”, что революция закончится лишь создав всеобщее равенство, решили повернуть её таким путём. А имеет основание и якобинский фатализм: может, сама “революция заставляет нас признать принцип, что тот, кто оказался врагом своей страны, не может иметь в ней никакой собственности” (6; 115).

 

2FRANCE.RU - главная страница сайта

Туры во Францию | Отели Франции | Визы во Францию | Выставки | Авиабилеты

Париж / Замки / Города и курорты / Статьи / История / Искусство



Туристическая компания «Мир странствий»

Туристическая компания «Мир странствий» специализируется на бронировании отелей Франции, оформлении виз во Францию, а также на продаже экскурсионных туров по Франции и авиабилетов на чартеры и регулярные рейсы во Францию.

Адрес: РФ, г. Москва, Пушкинская пл., д. 5 (Здание комбината «Известия»), 5 этаж, оф. 501.  Схема проезда

Телефоны: (495)783-80-20 (мн.)

 

Сотрудничество, общие вопросы по Франции: info@2france.ru

Контактная форма

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу во Францию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

  Париж | Замки | Города | Туры во Францию | Отели Франции | Искусство | История | Статьи | Координаты