2FRANCE.RU - Ваш путеводитель по Франции! «Мир странствий»: +7 (495) 983-03-39 (мн.)
   
2FRANCE.RU - Ваш путеводитель по Франции!
  Париж | Замки | Города | Туры во Францию | Отели Франции | Искусство | История | Статьи | Координаты

Мы перезвоним

Туризм и отдых:

Туры во Францию <font color=red>Туры во Францию</font>

Все отели Франции! 

Визы во Францию 

Авиабилеты во Францию 

Винные туры! Винные туры!

Для турагентств 

Туры на Сан Мишель 

Туры на выставки 

Конференции во Франции 

Регистрация фирм во Франции 

Недвижимость во Франции 

Аренда вилл во Франции 

Тематические семинары 

Горные лыжи во Франции 


Путеводитель по Франции:

Достопримечательности Парижа 

Дворцы и замки Франции 

Города и курорты Франции 

Статьи о Франции 

История Франции 

Искусство Франции 

Французская Полинезия 

Французская Гваделупа 

Праздники во Франции 

 

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Отдых в Гоа (Индия)


Rambler's Top100

"Человекообразные обезьяны имеют с нами общие корни"

В сборнике «Истоки человечества», выпущенном Collège de France под руководством двух антропологов – Ива Коппенса и Паскаля Пика, крупнейшие специалисты в области палеонтологии, антропологии, нейрологии, этологии и даже философии подводят итоги современных знаний об эволюции и истоках человека. Серьезное издание уделяет основное внимание приматологии и вопросу о том, что представляет собой человек. Интервью с Паскалем Пиком, автором научного проекта

Ваша книга состоит из двух томов: «От зарождения жизни до современного мира» и «Сущность человека». Какова ее основная задача?

Паскаль Пик. Первая часть излагает имеющиеся на сегодняшний день сведения об эволюции человека. Она посвящена изменениям, которые произошли со времен приматов и обезьян, то есть в течение пятидесяти пяти миллионов лет и тому, как мы можем взглянуть на них в свете открытий, совершенных в последние годы. Вторая часть имеет более новаторский характер. Ее задача – установить наши корни и тот момент, когда человек отделился от шимпанзе. Нас всегда больше интересовала ближняя к нам ветвь, которую мы небрежно называем человекообразными обезьянами. Возможно, что следует уделить интерес обеим группам, и это изменит историю.

L.F. Что мы знаем сегодня о происхождении человека?

П.П. Что человек имеет африканское происхождение, английский натуралист Чарльз Дарвин утверждал еще в 1871 году. Понадобилось целое столетие для проверки этого факта. В 1960 году в этой отрасли знаний произошла настоящая революция: вместо классификации с точки зрения определенной идеи явлений природы и эволюции, мы стали рассматривать прежде всего родственные связи и затем уже реконструировать процесс эволюции.

«С точки зрения генетики шимпанзе ближе к нам, чем гориллы»

Человекообразные обезьяны имеют с нами общие корниИзменение подхода позволило значительно продвинуться вперед в научных исследованиях и применить генетический подход. Мы обнаружили, что шимпанзе генетически очень близки человеку, больше, чем гориллы. Если мы применим семейные термины, можно сказать, что шимпанзе и бонобосы (карликовые шимпанзе) – наши родные братья, а гориллы – двоюродные. Исходя из этого, мы можем установить, что наша совместная история охватывает период от 5 до 8 миллионов лет и что история человека началась в Африке, где, к тому же, находят самые древние ископаемые остатки.

L.F. А что можно сказать об эволюции?

П.П. Прежде всего, за период между 14 (золотой век нашего семейства!) и 7 млн. лет тому назад не найдено никаких ископаемых. Так что совершенно неизвестна половина истории! От следующего периода имеется только одна находка, Оррорин, в Кении, сделанная в 2000 году. Это ископаемые остатки гоминида, двуногого, жившего около 6 млн. лет тому назад, но мы не знаем, к какому виду человекообразных его отнести – к шимпанзе или нет.

В период между 4,5 и 3 млн. лет тому назад мы уже можем следить за историей и отметить вереницу австралопитеков. Можно наблюдать действительное разнообразие: кроме Люси имеется пять или шесть биологических видов. Этот мир исчез около пяти миллионов лет назад по причине изменения климата и взамен появился не один, а несколько видов человека, в том числе парантроп, двуногий, обладавший значительным объемом мозга и орудиями. Таким образом, эволюция достаточно мозаична. Около 2 млн. лет тому назад появились первые люди крупного телосложения, жившие в саванне и обладавшие психологией бегунов – Homo ergaster. Вне всякого сомнения, место их происхождения – Сахара. Эти охотники появились одновременно в Восточной Африке и на границах Европы. Миллион лет спустя все гоминиды исчезли и остался только вид Homo, то есть именно эти люди крупного телосложения, первые, которые обладали способностью воздействия на окружающую среду, в частности, умением возводить себе жилища.

Сведений о периоде между 1,5 млн. и 500 000 лет тому назад практически нет. Затем в Европе появляются неандертальцы и в Африке – Homo sapiens. Возможно, какой-то вид обитал и в Азии. Самое важное, что последние тридцать тысяч лет единственный вид человека, который существует на Земле – это мы, Homo sapiens. То есть эволюция вела к нашей пользе, поскольку мы – единственные, кто выжил.

L.F. Что меняет понятие последнего общего предка по отношению к понятию «потерянного звена»?

Человекообразные обезьяны имеют с нами общие корниП.П. Теория «потерянного звена» была придумана в начале века. Она признает, что человек произошел от обезьяны, но стремится полностью отделить его от этого постыдного родства. Это теория отвечала духу своего времени. Что означает понятие последнего общего предка? Когда мы имеем две родственные семьи, то общие свойства должны присутствовать у этого предка. То есть следует установить наиболее общий знаменатель для шимпанзе, людей и ископаемых остатков. У нас много общих черт с шимпанзе. В той или иной степени они были присущи и последнему общему предку. Далее, различные свойства получили большее или меньшее развитие у человека, и то же случилась с крупными африканскими обезьянами.

«Если у шимпанзе есть представление о мире, можно ли считать, что они нас полностью понимают?»

L.F. Какие черты человека свойственны не только ему?

П.П. Если исходить из принципа «человек – это орудие», то следует признать, что мы никогда не рассматривали шимпанзе с этой точки зрения. Дарвин, однако, отмечал использование камня для разбивания ореха у обезьян Западной Африки. И мы тоже можем это заметить. Естественно, что это делают все шимпанзе. У обезьян есть определенная культура. Они обучаются поведению, которое не продиктовано генетикой или требованиями окружающей среды. В одном и том же регионе одна группа обезьян питается термитами, в то время как другая предпочитает муравьев. Следует признать, что двуногие – не уникальное явление в саванне, поскольку карликовые шимпанзе также перемещаются на двух конечностях в 20% случаев. Что касается языка, то человекообразные обезьяны не только общаются с помощью жестов (так называемый язык обезьян), но и способны запомнить несколько сотен слов и сочетать их в простые фразы. Итак, мы утверждаем «человек – это язык», не оглядевшись вокруг. Не так давно было установлено, что у шимпанзе, как и у нас, языком заведуют зоны левого полушария. В настоящее время мы считаем, что они не способны к рассказу, но могут выражать действие, удивление, просьбу... Но все ли мы знаем? Если у шимпанзе есть представление о мире, можно ли считать, что они нас полностью понимают? И хотят ли они с нами общаться?

L.F. А что вы можете сказать о социальном поведении?

П.П. Как и мы, шимпанзе организуют общество по принципу объединение-разъединение. Объединение, так как мы живем коллективами, объединяющими взрослых особей мужского и женского пола, что встречается достаточно редко, и имеем привилегированные отношения с отдельными индивидуумами; разъединение – потому что мы рассеиваемся, исходя из различных потребностей. Это свойственно очень немногим сообществам. Это означает наличие коллективной памяти, социального статуса, союзов и т. п. Шимпанзе также способны к политике. Например, ни один самец не может добиться власти одной только силой: как и любой другой тиран, он в один прекрасный день будет свергнут и заплатит за тиранию. Есть вещи, которые одни шимпанзе принимают, а другие – нет. Следовательно, есть широко представленное понятие о добре и зле. Вопросы инцеста достаточно регламентированы.

L.F. Что же тогда присуще только человеку?

П.П. Все. Мы не собираемся разрушать понятие человека, оспаривая его свойства. Прямохождение человека – это потрясающее явление, мы способны к самовыражению, обладаем острым политическим чутьем и т. д. Единственное, на что мы не можем претендовать, – это на уникальность. Даже сознание существует у различных видов. Нельзя ставить вопрос: все или ничего. У шимпанзе тоже есть сознание: они могут узнать себя в зеркале, взаимодействовать с другими, понимают, что хорошо и что плохо... Нельзя говорить о сознании, прямохождении или уме в единственном числе. Но человек, уникальное создание, недостаточно размышляет об этом. Не следует искать отличительные черты. Путем сравнений мы познаем себя, и этот путь всегда открыт.

«Человеку трудно не искать отличающие его черты»

L.F.Что думаете вы о недавно возникшей идее распространения понятия «права человека» на человекообразных обезьян?

П.П. Права человека основаны на том факте, что мы обладаем эмоциями, антипатией и симпатией, что у нас есть понятие добра и зла и т. п. Поскольку человекообразные обезьяны также имеют эти свойства, вопрос может быть поставлен. Я считаю, что с точки зрения философии права человека были созданы для человека. С практической же точки зрения следует принять срочные меры для сохранения обезьян в естественной среде обитания. Они могут исчезнуть еще на протяжении жизни нынешнего поколения. Не стоит забывать, что у нас с ними общие корни.

Истоки человечества. В двух томах. Под редакцией Ива Коппена и Паскаля Пика. Изд. Файяр. Париж. 2001 (стоимость каждого тома 52 евро).

2FRANCE.RU - главная страница сайта

Туры во Францию | Отели Франции | Визы во Францию | Выставки | Авиабилеты

Париж / Замки / Города и курорты / Статьи / История / Искусство



Туристическая компания «Мир странствий»

Туристическая компания «Мир странствий» специализируется на бронировании отелей Франции, оформлении виз во Францию, а также на продаже экскурсионных туров по Франции и авиабилетов на чартеры и регулярные рейсы во Францию.

Адрес: РФ, г. Москва, Пушкинская пл., д. 5 (Здание комбината «Известия»), 5 этаж, оф. 501.  Схема проезда

Телефоны: (495)783-80-20 (мн.)

 

Сотрудничество, общие вопросы по Франции: info@2france.ru

Контактная форма

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу во Францию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

  Париж | Замки | Города | Туры во Францию | Отели Франции | Искусство | История | Статьи | Координаты