|
Бывает, до нас тяжело дозвониться. Попробуйте заполнить простую форму ниже, и мы перезвоним вам. Туризм и отдых: Путеводитель по Франции:
Идеи отдыха:
|
Пьер БурдьеНовый взгляд на общество
Пьер Бурдье ушел из жизни 23 января 2002 года. Самый известный социолог в мире (7 000 страниц в Интернете!) оставил огромное количество работ, лежащих отныне в основе нового видения социума. Эмманюель Тевенон От традиций Кабилии до системы образования, от критерий вкуса до мужского доминирования, от чиновничьего мира до разговорной речи и от Паскаля до телевидения, – казалось бы, нет такого предмета, который не интересовал бы Пьера Бурдье. На самом же деле, это удивительное разнообразие тем отвечает, по выражению философа Роже-Пола Друа, на вечные вопросы человечества: «Кто я такой, кто мы такие, что я знаю?» И все же, в отличие от философов, Пьер Бурдье не призывал к интроспекции сюжета при решении фундаментальных вопросов о самоидентификации. Напротив, он говорил о важности «внешней детали, одновременно видимой и скрытой, социального функционирования», придавая огромное значение символическим структурам (образование, культура, литература, искусство, медиа, политика и др.). Роже-Пол Друа дает следующий пример: «Вам кажется, что вы художник и обладаете огромным даром? Укажите лучше место и дату вашего рождения, профессию родителей и дипломы. Эти простейшие детали помогут нам больше узнать о ваших предполагаемых талантах, чем первое впечатление». Обусловленная свободаРаскрывая тайны этих тайных процессов, «Социология, – утверждал Пьер Бурдье, – позволяет каждому лучше понять, кто он такой, дав ему понимание социальных условий и его положения в социуме». Социология становится рычагом действия... Пьер Бурдье родился в 1930 г. в скромной беарнской семье (на юго-западе Франции). Философ по образованию, он написал несколько трудов по этнологии Алжира, а затем погрузился в карьеру социолога, принесшую ему настоящее признание (Коллеж де Франс, золотая медаль CNRS*). Пьер Бурдье является создателем уникального труда, подчас сложного в понимании, сочетающего теоретические размышления и удивительно разнообразную механику исследования (статистику, интервью, этнографические наблюдения, исторические материалы и др.). Используя вклад Карла Маркса, Эмиля Дуркхейма, Макса Вебера, но также и Марселя Мосса, Эрнста Кассире, Людвига Витгенштейна, Эдмунда Гуссерля и Клода Леви-Стросса, социология постепенно создала свои собственные концепции в целях избежание большинства классических социологических антиномий: структура/история, свобода/детерминизм, индивидуум/социум, субъективизм/объективизм и др. Трудно, если не невозможно изложить в нескольких словах вклад Пьера Бурдье. Скажем только о трех центральных понятиях его теории: habitus, поле и культурный капитал. Для Жана-Франсуа Дортье, написавшего в специальном номере французского журнала «Гуманитарные науки» статью, посвященную ушедшему из жизни социологу, «это прежде всего продукт ставшего подсознательным обучения, превратившегося затем в естественную возможность свободно существовать в среде. Пианист может свободно импровизировать на пианино только после долгой игры гамм и изучения правил композиции и гармонии». Понятие habitus начинаешь осознавать, погрузившись в иную среду, правила игры которой неизвестны. Это разграничение частично объясняет почему, например, браки, хоть и не устраиваются больше как в прошлом веке, но по-прежнему не являются результатом полностью свободного выбора: социальное распределение вкуса, исходящее из habitus, заставляет нас общаться с людьми, имеющими те же эстетические, спортивные или кулинарные вкусы. Таким образом, в противоположность общепринятому мнению, о вкусах и цвете можно спорить. В «Различии, социальной критике мнения» (1979) Пьер Бурдье показал, что эстетический выбор зависит во многом от нашего социального происхождения, нормы которого сидят в нас очень глубоко, а также от места, которое мы занимаем в социальной иерархии. Это положение было прекрасно проиллюстрировано фильмом Аньес Жауи «Чужие вкусы» (2000), рассказывающим о трудностях, встреченных главой небольшого провинциального предприятия при попытке проникнуть в художественную среду, столь далекую от привычного ему окружения. Каждый индивидуум, обусловленный собственными habitus, развивается в одном или нескольких «полях», от высшей моды, например, до торговцев недвижимостью или широких областей экономики, политики, литературы и др. Каждое поле является небольшим участком социального мира, функционирующим более или менее автономно и по своим собственным законам. Это причина, по которой тот, кто желает проникнуть в чужую среду (политическую, художественную, интеллектуальную) должен знать ее коды и внутренние правила. Это также поле приложение сил, доминирования и конфликтов между личностями и кланами, где каждый желает завоевать новые позиции. Как в шахматах, положение и ценность каждой фигуры зависят не только от них самих, но и от их положения по отношению к другим фигурам. Поле можно сравнить с игрой, правила которой не были объяснены заранее, а игроки неравным образом поделили между собой козыри – культурный и иные капиталы. Культурный капиталВ определенном поле культурный капитал (дипломы, знания, культурные коды, уровень речи, манеры), социальный капитал (связи, сети влияния) и символический капитал (честь) являются столь же важными ресурсами, что и экономический капитал (финансы, наследство) для определения и завоевания социальных позиций. Неравное распределение капиталов объясняет различные стратегии действующих лиц и их способ подхода к ситуации. Исследования Пьером Бурдье социальных факторов глубочайшим образом переменили наш взгляд на некоторые институты: музеи, телевидение, науку и, в первую очередь, образование. В «Наследниках» (1964) и «Воспроизведении» (1970), двух работах написанных совместно с Жан-Клодом Пассероном, он показывает, каким образом система школьного образования отбрасывает детей из скромной среды и опровергает сложившиеся представления о равных возможностях республиканской школы. Он также говорит о том, как взгляды и habitus преподавателей престижных школ, схожие с взглядами детей из семей определенного социального уровня, снабженных прочным культурным и социальным капиталом, способствуют воспроизведению из поколения в поколение нового «Государственного дворянства» (1989). Это раскрытие механизмов доминирования не было чуждо и его политическим убеждениям, близким антиглобализму, одним из столпов которого он являлся, в первую очередь после оказанной им поддержки забастовкам декабря 1995 года. * Государственный центр научных исследований Источник: http://www.ambafrance.ru 2FRANCE.RU - главная страница сайта
Туристическая компания «Мир странствий»Туристическая компания «Мир странствий» специализируется на бронировании отелей Франции, оформлении виз во Францию, а также на продаже экскурсионных туров по Франции и авиабилетов на чартеры и регулярные рейсы во Францию.Телефоны: (495)783-80-20 (мн.)
Сотрудничество, общие вопросы по Франции: info@2france.ru
Контактная формаС помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу во Францию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона). При заказе с сайта скидка 3%! |
|