2FRANCE.RU - Ваш путеводитель по Франции! «Мир странствий»: +7 (495) 983-03-39 (мн.)
   
2FRANCE.RU - Ваш путеводитель по Франции!
  Париж | Замки | Города | Туры во Францию | Отели Франции | Искусство | История | Статьи | Координаты

Мы перезвоним

Туризм и отдых:

Туры во Францию <font color=red>Туры во Францию</font>

Все отели Франции! 

Визы во Францию 

Авиабилеты во Францию 

Винные туры! Винные туры!

Для турагентств 

Туры на Сан Мишель 

Туры на выставки 

Конференции во Франции 

Регистрация фирм во Франции 

Недвижимость во Франции 

Аренда вилл во Франции 

Тематические семинары 

Горные лыжи во Франции 


Путеводитель по Франции:

Достопримечательности Парижа 

Дворцы и замки Франции 

Города и курорты Франции 

Статьи о Франции 

История Франции 

Искусство Франции 

Французская Полинезия 

Французская Гваделупа 

Праздники во Франции 

 

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Отдых в Гоа (Индия)


Rambler's Top100

Революция в стиле барокко

За последние двадцать пять лет во Франции произошел настоящий музыкальный переворот. Больше, чем принципиальные споры об исторической тонкости исполнения, больше, чем изменения диапазона – на полтона, а то и на целый тон ниже современного "ля", и больше, чем неприятие инструментов, настроенных на стариный лад, или контр-теноров, – энтузиазм французских меломанов по отношению к этим произведениям превосходит обычную моду или снобистские увлечения.

Успех, столь же громкий, сколь и неожиданный, двух культурных событий напоминает об этом явлении современного общества. Фильм Алена Корно "Каждое утро мира" (1991), рассказывавший под звуки виола-да-гамбы о жизни двух забытых композиторов XVII в.: Сент-Коломба и Марена Маре. Одновременно, в 1987 г. Театр комической оперы в Париже ставит лирическую трагедию Люли "Атис" при участии Вильяма Кристи и Жана-Мари Виллежье.

Удостоенный многочисленных Сезаров, фильм привлечет в залы два с половиной миллиона зрителей, а музыка из фильма, исполненная Жорди Саваллом, будет записана на диск, который разойдется в количестве 500 000 экземпляров. В 1994 г. фильм "Фаринелли" Жерара Корбио, рассказывающий о жизни самого знаменитого певца-кастрата XVIII в., голос которого был синтезирован на компьютере IRCAM(1), стал причиной подобного же успеха еще одного диска.

Что же касается второго спектакля, "Атис", отмечающего трехсотлетие со дня смерти Люлли(2), в Париже он пользуется шумным успехом: после его возобновления в 1992 г. билеты продавались с рук на черном рынке. А затем последовал подобный же успех в Лондоне и в Нью-Йорке, в Бруклинской академии (в год двухсотлетия Французской революции!). И только износившиеся раньше времени от частого употребления декорации (костюмы к этому времени уже были перешиты) помешали поездке в Японию!

 

Открыть прелесть старины

Революция в стиле барокко, с таким энтузиазмом встреченная публикой, объясняется вполне логическими причинами. Французские музыканты, начав в 1970-1980 гг. играть на старинных музыкальных инструментах или их современных копиях со струнами из жил животных, чтобы исполнять музыку, предшествовавшую Бетховену, только настраивались в тон своим европейским соседям. Братья Кюжкен и пианист Жос ван Иммерсель из Бельгии, флейтист Франц Брюгген, виолончелист Аннер Бислма и клавесинист Густав Леонхард из Голландии обратились к этой практике на десять – пятнадцать лет раньше.

 

 

Камерный ансамбль "Микрологус"С социологической точки зрения, во Франции перемена правил игры явилась продолжением событий 68 года: сопротивление традиционным институтам (крупным оркестрам, получающим государственное финансирование или оперным театрам), а также признанным авторитетам, таким как дирижерам, утверждавшим идею прогресса в музыке, что низводило старинные произведения в ранг низших. В музыке царил тот же лозунг, что и на революционных улицах: под булыжником мостовой (романтическими симфониями) – пляж (менуэты и гавоты).

Подобный "экологический" подход к музыке предполагал новое открытие прелести старинной музыки и возвращение к инструментальной чистоте, еще не загрязненной позитивистским XIX веком. Он требовал также обработки этого запущенного участка нашего репертуара, которым оставалась старинная музыка. "Зеленые" музыканты требовали, чтобы исполнительское искусство вернулось от промышленности к ремеслу, от повседневности к эксперименту, от технического использования к творчеству.

И наконец, в Париже начались работы по углубленному исследованию этой музыки и ее "реставрации": по рукописям Национальной библиотеки, бывшего Музея инструментов, Высшей государственной консерватории музыки и др. Под эгидой Женевьевы Тибо де Шамбюр и ее секретаря Антуана Жоффруа де Шом несколько музыкантов, заинтересовавшихся стилистическими и органологическими(3) экспериментами прошлого, поставили в 1970-е годы свои первые концерты: Жан-Клод Малгуар, солист оркестра г. Парижа (гобой), Вильям Кристи, ученик Ральфа Киркпатрика (клавесин) и многие другие.

Еще и в наши дни барочная сцена Франции представлена в основном этими именами, но за это время к ним присоединились другие. Жан-Клод Малгуар создал в Лирическом ателье Тюркуена "Большую конюшню и спальню короля", – название версальской группы, объединявшей во времена Людовика XIV музыкантов, игравший на духовых и музыкальных инструментах. Что же касается Вильяма Кристи, то в 1979 г. он создал "Цветущие искусства", названные так по одноименной пьесе Марка-Антуана Шарпантье.

 

 

"Уроки теней" Франсуа Куперена в Королевской капелле ВерсаляКоллектив с постоянно меняющимся составом – из нескольких певцов и "континуистов"(4) для исполнения придворных арий и мадригалов Монтеверди, – или из нескольких десятков исполнителей и хористов для больших мотетов Делаланда и Рамо, – "Цветущие искусства", несомненно, являются одной из самых удачных и популярных барочных групп Франции. В списке ее успешных выступлений "Галантная Индия" Рамо в Опере Гарнье в сентябре 2000 г., "Ипполит и Арисия" в 1996 г., "Медея" Марка-Антуана Шарпантье в мае 1993 г.. Как и "Атис" Люлли и при участии тех же музыкантов, эти спектакли способствовали возрождению лучших образцов лирической трагедии, придворного танца и мелодических речитативов.

Педагогический дар руководителя этого музыкального коллектива сделали из "Цветущих искусств" школу молодых талантов: кроме сопрано Вероники Жен, являющейся в настоящее время одной из лучших исполнительниц Моцарта и Пуленка, а также тенора Жан-Поля Фушкура, ценимого Озавой и Джоном Элиоттом Гардинером, отсюда вышли многие талантливые музыканты: Кристоф Руссе (клавесин), ныне руководитель "Лирических талантов", Марк Минковски (фагот), руководитель "Музыкантов Лувра" и др.

 

Кузница молодых талантов

Французские оркестры барочной музыки (знаменитая Королевская капелла Филиппа Эревеге, ансамбль Клемен Жанекен Доминика Висса, Музыкальный семинар Жерара Лена и др.), чаще всего объединяющие независимых музыкантов и живущие большей частью за счет спонсорства или помощи местных, а не государственных властей, живут на очень скромные средства и практически в отсутствии постоянных помещений, если не считать Центра барочной музыки в Версале, основанного в 1987 г. – талантливой творческой организации, к сожалению слишком одинокой в нашем музыкальном контексте.

Французские государственные власти не могли долгое время оставаться глухими по отношению к сложившейся ситуации, в то время как меломаны, все чаще оставлявшие без внимания устаревшие программы симфонических оркестров, все с большим энтузиазмом следовали вдохновению барочных коллективов. Барочная звезда во Франции восходит и предвещает грядущие перемены...

Жиль Макассар

Источник: http://www.ambafrance.ru

2FRANCE.RU - главная страница сайта

Туры во Францию | Отели Франции | Визы во Францию | Выставки | Авиабилеты

Париж / Замки / Города и курорты / Статьи / История / Искусство



Туристическая компания «Мир странствий»

Туристическая компания «Мир странствий» специализируется на бронировании отелей Франции, оформлении виз во Францию, а также на продаже экскурсионных туров по Франции и авиабилетов на чартеры и регулярные рейсы во Францию.

Адрес: РФ, г. Москва, Пушкинская пл., д. 5 (Здание комбината «Известия»), 5 этаж, оф. 501.  Схема проезда

Телефоны: (495)783-80-20 (мн.)

 

Сотрудничество, общие вопросы по Франции: info@2france.ru

Контактная форма

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу во Францию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

  Париж | Замки | Города | Туры во Францию | Отели Франции | Искусство | История | Статьи | Координаты